Кировский район. Поселок Березовка. Военный аэродром

Итак. ВПП вытянута почти строго север-юг, асфальт, длина 3000 метров, ширина 100 метров (как МКАД!!!), параллельно проходит рулежка, чуть более скромных размеров. Между ними полоса леса шириной метров 250. Рулежка и ВПП соединены четырмя перемычками. На южном и северном конце ВПП нарисованы числа. Какие не скажу. Интересно, что это означает?! Наверное, номер полосы в каком-то реестре аэродромов. На рулежке три заасфальтированных кармана с промаркированными местами для стоянки бортов. Всего 27 мест. В местах стоянок ширина рулежки достигает вообще колоссальной ширины — 200 метров. И эта куча асфальта окружена непроходимыми лесами. И, повторюсь, никаких следов жизни. Только заброшенная вышка с которой управляли взлетом/посадкой и несколько хозяйственных построек. Увы, а может и к счастью, все в состоянии полной запущенности.

Карманы для стоянки уже начинают зарастать деревьями. Еще не критично, но процесс пошел. А вот ВПП на удивление в отличном состоянии. Естественно, отказать себе в удовольствии покататься по взлетке мы не смогли. Отличное покрытие. «Полоса 2300» в гораздо худшем состоянии. Именно, этот факт, а может достаточно свежие следы разметки, и навели на мысль, что мы встаем на ночевку на изредка действующем аэродроме. А когда мы утром увидели следы сгоревшей при торможении резины в начале ВПП, то были почти уверены, что это так и есть. Однако, по словам Константина, точно так же как и сейчас эти следы и разметка выглядела в 94 году. Значит, феноменальная сохранность в северных условиях???

Такое мегасооружение могло означать одно – это один из запасных аэродромов стратегической авиации. Поиски в Интернете в открытых источниках подтверждают эту информацию. Это действительно запасной полевой аэродром 987 Морского Ракетно Авиационного Полка (МРАП), который базируется в знаменитом Североморске-3. Аэродром носит гордое название Хариусный. Наверное, не надо рассказывать, чем там занимались в свободное от полетов время?! Этот асфальт принимал на себя 79 легендарных тонн ТУ-16. Да, да, тот самый стратегический бомбардировщик, одна из модификаций которого перевозила ядерные боеголовки.

С аэродромом связано одно из печальных происшествий на СФ. На Хариусном была «примитивная система оборудования, только пеленг. Если бы там был хотя бы свод??, то несчастья можно было бы избежать».Вот воспоминания генерал-лейтенанта запаса Сокерина Виктора Николаевича(Заслуженный военный летчик России Командующий ВВС И ПВО в 2001—2004 гг.) 6 октября 1976г Из – за бездарного руководства полётами на аэродроме Хариусный полковником Шатовым, фактически, был погублен экипаж капитана Успенского. При приёме ночью на аэродром, после вылета составом полка на полный радиус, самолётов Ту -16 987-го мрап, Шатов безголово, не распустив полк на подходе, собрал все самолёты над аэродромом, в результате чего запутался в этажерке из почти тридцати машин, кружащих “над точкой,” не зная, — кто и где находится и кем управлять, в результате чего экипаж Успенского, после полной выработки топлива, потеряв ориентировку и находясь над Кандалакшским заливом, вынужден был катапультироваться. Три экипажа, видя полную неспособность Шатова руководить их заходом на посадку, самовольно ушли на аэродром взлёта – Североморск – 3, где, из – за полной выработки топлива на посадочном курсе и остановки двигателей, экипаж майора Рыбина произвёл вынужденную посадку с боковой ракетой под крылом в 2,5 километрах от аэродрома, между дальним и ближним приводами, на замёрзшее болотце и чудом остался жив. Из шести катапультировавшихся членов экипажа Успенского из зимнего штормового моря живым сумел добраться до берега только ст. лейтенант Валентин Васильевич Смагин. Угробив два самолёта и пять человек, имевший очень влиятельных родственников в столице, Шатов, вместо того, чтобы пойти под суд, был тихо переведён зам.начальником штаба в ВВС ЧФ.

Вот немного другое мнение о произошедшем. Проводились полеты по ЛТУ с посадкой 19и самолетов на аэродром Хариусный. Через 3ч 50м полета при выходе в СМУ на полевой аэродром на высоте 2700м экипаж капитана Успенского не комплексно использовал средства навигации и при их исправности на аэродром посадки не вышел. В дальнейшем экипаж, находясь на малой высоте, вышел из зоны РЛО наблюдения и устойчивой УКВ радиосвязи с РП. РП зам.комдива полковник Шатов А.Ф. не зная фактического местоположения самолета, пытался вывести экипаж на аэродром, через самолеты ретрансляторы. Экипаж, считая, что его наблюдают, о потере ориентировки не до
ложил и выполнял команды РП. В 21ч 18мин,через 1ч 05мин полета беспорядочными курсами, на высоте 300-1200 м, при остатке топлива 500кг командир перевел самолет в набор высоты

На высоте 1100м экипаж сбросил аварийные люки и в 21ч 48мин катапультировался находясь над Кандалакшским заливом Белого моря. У трех членов экипажа (штурмана ,второго штурмана и радиста) средства спасения сработали штатно. Работу средств аварийного покидания остальных членов экипажа определить не представилось возможным. Самолет упал в залив и затонул
Второй штурман старлей Смагин В.В. после приводнения использовал надувную лодку и через 6ч плавания вышел на берег в 12-14 км восточнее н.п. Кошкаранцы. Штурман корабля ст.л-т Аникин В.A. и радист Дягель С.B. были обнаружены мертвыми. Другие члены экипажа не найдены
Состав экипажа: командир корабля капитан Успенский А.П., штурман корабля штурман 1го класса ст л-т Аникин B.A., ст л-т Добронравов, ст л-т Смагин B.B., прапорщик Воронов A.M., матрос Дягель С.B.

Запись опубликована в рубрике Uncategorized. Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.