Баренцево море. Рассказ о дайв-сафари

Баренцево море, сафари. Июнь 2003 г. (отчет Михаила Ведехина)

От слова «сафари» веет сухим африканским ветром, ярким солнцем и незабываемыми приключениями. Если исключить сухой ветер и заменить его влажным морским, а все остальное оставить неизменным, то получим дайв-сафари — удовольствие для ненормальных дайверов. Почему ненормальных?

 (440x550, 20Kb)

А какой, скажите мне, нормальный человек добровольно согласится заключать себя в плавающую жестянку на весь период своего отпуска, испытывать постоянную качку и давящий шум генераторов, тесноту кабины, недостаток пресной воды и переизбыток невкусной пиши без наличия какой-либо альтернативы выбора? Заранее отказать себе во всех удовольствиях и развлечениях береговой жизни и обречь себя на аскетичное существование в плавающей тюрьме? И все из-за чего? Из-за призрачной надежды посетить слишком далёкие для береговых дайверов места и увидеть недоступное им.

От слова «сафари» веет сухим африканским ветром, ярким солнцем и незабываемыми приключениями. Если исключить сухой ветер и заменить его влажным морским, а все остальное оставить неизменным, то получим дайв-сафари — удовольствие для ненормальных дайверов. Почему ненормальных? А какой, скажите мне, нормальный человек добровольно согласится заключать себя в плавающую жестянку на весь период своего отпуска, испытывать постоянную качку и давящий шум генераторов, тесноту кабины, недостаток пресной воды и переизбыток невкусной пиши без наличия какой-либо альтернативы выбора? Заранее отказать себе во всех удовольствиях и развлечениях береговой жизни и обречь себя на аскетичное существование в плавающей тюрьме? И все из-за чего? Из-за призрачной надежды посетить слишком далёкие для береговых дайверов места и увидеть недоступное им.

 (550x412, 19Kb)

Сафари – странное слово
От слова «сафари» веет сухим африканским ветром, ярким солнцем и незабываемыми приключениями. Если исключить сухой ветер и заменить его влажным морским, а все остальное оставить неизменным, то получим дайв-сафари — удовольствие для ненормальных дайверов. Почему ненормальных? А какой, скажите мне, нормальный человек добровольно согласится заключать себя в плавающую жестянку на весь период своего отпуска, испытывать постоянную качку и давящий шум генераторов, тесноту кабины, недостаток пресной воды и переизбыток невкусной пиши без наличия какой-либо альтернативы выбора? Заранее отказать себе во всех удовольствиях и развлечениях береговой жизни и обречь себя на аскетичное существование в плавающей тюрьме? И все из-за чего? Из-за призрачной надежды посетить слишком далёкие для береговых дайверов места и увидеть недоступное им.

Я лично из когорты именно этих ненормальных.
Однако следует заметить, что сафари сафари рознь.
В Египте, например, сафари позволяет сходить на дальний юг, добравшись до тех мест, в которых не ступала нога берегового дайвера. Однако и там появилась прекрасная альтернатива – нырялка в Дахабе сейчас достаточно хороша и по качеству приближается к сафарийной. С другой стороны на Палау – сафари это просто проживание на корабле с отказом от береговых удовольствий – нырялка осуществляется что с берега, что с корабля в одних и тех же местах. На мой взгляд при такой постановке дела сафари теряет всякий смысл. Зачем лишать себя многого, да еще и переплачивать за это?

Однако есть места, где сафари является единственной возможной формой организацией дайвинга – в таких местах отсутствуют береговые центры, позволяющие нырять в достаточно широком регионе с берега.
Именно таким местом является Баренцево моря в районе Кольского полуострова – сафари единственная возможность понырять в этих местах.

По этой причине когда я узнал, что клуб МГУ премировал меня недельным сафари на своем экспедиционном судне, я очень обрадовался представившейся мне возможности ознакомится с этим регионом – до этого я нырял на Белом море и Баренцевом в районе Керкинеса, а о красотах Кольсого полуострова был только в значительной мере наслышан.

Тяжкая судьба дайвера

Каждый раз собираясь в поездку понимаешь насколько «нелёгкий» ( прямом смысле этого слова) вид отдыха мы себе избрали. Особенно понимаешь это взвешивая свой багаж и прикидывая насколько он не вписывается в положенные 20 кг.

Ещё тяжелее (опять же в прямом смысле
этого слова) судьба подводных фотографов – помимо оборудования, имеющегося у всех, у них еще и подводная фототехника. А, как известно, фотоаппарат это не только хорошие снимки, но и 10-15 кг дополнительного груза. И что самое смешное, как правило все эти старания себя не оправдывают. Тому куча примеров. Так именно в этом сафари – ныряем, встречаем пиногора. Но маленького. Стоит широкий угол – досадно. Не мог снять – он на фото исчезающе мал. Второй дайв – ставлю макро. Опять встречаем пиногора. Но большого. Могу сфотографировать с метра только его глаз. Опять досадно… И так всегда!!!

Но это так, отступление, поплакался и будет…

В аэропорту Домодедово собирается вся наша небольшая группа. Борясь с весом и с желанием аэропортовых служащих обуть нас по полной программе садимся в самолет и летим. Через каких-то 2 часа мы в Мурманске.

Нас встречают. На газели и микроавтобусе. Грузимся, вспоминаем, что не купили пива. Встречающие отказываются делать крюк до города, приходится идти в местный буфет (других вариантов в течении недели не будет). Производим там тотальное опустошение – после нашего визита пива в нем не остается. Грузимся, едем – до стоянки корабля 3 часа хода. По дороге знакомимся с группой – все дайверы исключительно опытные и не один раз ныряли на Баренцевом.

Полярный день
Прилетев в Мурманск сразу понимаешь – тут что-то не так! Внимательно осматриваешь прилегающую местность – вроде все в порядке, мелкие сопочки, сосновый лес. И только тут вспоминаешь – время 10 вечера, а светло как днем. И так светло теперь будет постоянно. С одной стороны, конечно, прикольно. Не можешь определить сколько же сейчас времени, внутренние часы организма сбиваются. А с другой стороны данное природное явление не позволяет заняться любимым для меня видом дайвинга – ночным. Хоть днем ныряй, хоть ночью, все равно это будет дневной дайв.

За то постоянный день добавляет свой штрих в экзотику данных мест – он добавляет понимание того, насколько ты далеко от дома и насколько тут все другое.

Когда вылетали из Москвы было +25 и буйная зелень. Тут +4, листья еще не распустились, местами лежит снег, а на озерах такой лед, что в пору заниматься айс-дайвингом. По мере продвижения к посёлку Териберка (месту базирования нашего судна) леса сходят на нет, уступая место полярным березкам, низкорослым и скрюченным. В конце концов остются лишь голые камни кое-где покроытые мхом, и освещаемые несильным полярным солнцем.

Дороги Кольского, час ночи: (здесь и далее кликнув на картинку вы можете рассмотреть её поподробнее)

Пиво приятно разнообразит монотонную дорогу. Вот наконец погран пост – въезжаем в погран зону. Был я в погран зонах Норвегии и Финляндии – никто ни у кого там ничего не проверяет, хотя проезжаешь прямо мимо военных частей, да еще и на автомобилях с иностранными номерами. Но у нас это возведено в правило – ради этого содержатся целые войска, занимающиеся совершенно ненужной деятельностью.

Перед нами Териберка – одни из немногих еще живых поселков. Тяжкое впечатление он производит, особенно в два часа ночи, людей практически не видно и полярный день освещает разрушенные жилые дома и производственные здания. На все севере стоит запустение…

Проезжаем в порт – и вот перед нами наш дом на ближайшую неделю – экспедиционное судно Картеш:

Картеш выглядит неплохо:

Страшилки
Встречает команда в полном составе. Помогают разгрузить и затащить на борт оборудование. Экскурсия по судну. Два блока кают. Каюты двух, тех и четырех местные, два душа, три туалета, водолазная палуба, все баллоны сталь в V вентилем, два зодиака и катер, воздушный компрессор, найтрокс и тримикс, спасательные средства, машинное отделение, ходовая рубка, кубрик команды, кают-компания в которой мы в конце концов и оседаем.

Инструктаж, положенные для вновь прибывших страшилки:

— закрывая за собой двери держитесь за ручку – двери шатает при качке и может повредить ладонь, лежащую на косяке.

— выходя в шторм на палубу (конструкция судна не позволяет пройти из кают в кубрик или санузел минуя палубу) будьте осторожны – может сбить волной.

— заходя помещение обращайте внимание на то, что дверь начинается в 10 см от пола – можно упасть

— не ставьте ничего тяжелого на полки в каютах – ночью в качку может упасть на голову.

— поднимаясь по вертикальным трапам (есть там и такие) будьте осторожны – можно сорваться.

— сходя о трапу смотрите на притолоку – можно удариться головой.

— и (самое страшное для меня) на еду не опаз

Запись опубликована в рубрике Uncategorized. Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.