Памятник Кириллу и Мефодию

 (510x383, 71Kb)

22 мая 1990 года в сквере перед зданием областной научной библиотеки в Мурманске прошло красочное открытие памятника равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. Братья Кирилл (в миру Константин) и Мефодий (мирское имя утрачено) родились в семье знатного военачальника по имени Лев в византийском городе Салоники больше тысячи лет назад. Мефодий (815-885гг.) был старшим из семи братьев, а Константин (827-869гг.) — самым младшим. Мефодий по примеру отца рано поступил на военную службу. Десять лет был управителем одной из населённых славянами областей. Затем, удалился в монастырь Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря.

Кирилл в детстве был отдан в «учение книжное», где вскоре и обнаружились его незаурядные способности к наукам, о которых стало известно в Константинополе императору Фе-офилу. Юного философа призвали в столицу и определили в наставники к молодому императору Михаилу III. В Константинополе юный наставник, обучаясь у лучших преподавателей в университете Магнавре, овладел грамматикой, математикой, геометрией, астрономией, риторикой, диалектикой, философией, изучал языки. По окончании учения Кирилл принял сан иерея, но отказался от предложенной ему должности и стал хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, а вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращённый в Константинополь, он был назначен учителем в высшей Константинопольской школе, где преподавал богословие и философию, за что и получил прозвище Философ («Мудрый»). Обучение философии предполагало философские споры, в которых и обнаружился его дар полемиста. В 40-х годах Кирилла посылали спорить с главой иконоборцев, свергнутым патриархом Иоанном Грамматиком (в 843 году иконопочитание было восстановлено). Через десять лет в Сирии, он одержал победу в прениях о Святой Троице с сарацинами (мусульманами). Вернувшись, удалился в монастырь к своему брату Мефодию, проводя время в молитвах и чтении творений святых отцов. Позднее Кирилл снова был вызван в столицу и особенно отличился в религиозной дискуссии на встрече с еврейскими и мусульманскими мудрецами в Хазарии.
[more=Читать далее >>]

По возвращении в Византию Кирилл осуществил свое предназначение — принес слово Господа в славянский мир. В тиши монастырской келий на основе греческого алфавита создал он славянскую азбуку и начал перевод на древне-болгарский язык Священного Писания. Кирилл и Мефодий стали основоположниками литературно-письменного языка славян — старославянского языка, который, в свою очередь, явился своеобразным катализатором для создания древнерусского литературного языка, древнеболгарского и литературных языков других славянских народов.

В 863 году братья отправились в Моравию, западнославянскую область, где усиливалось немецкое влияние и активно распространялось христианство латинского образца. Кирилл и Мефодий пробыли в Моравии свыше трех лет. Они обращали в Христову веру славян-язычников и переводили на родной для них язык священные книги. Деятельность первоучителей вызывала ненависть немецких священно служителей, рассматривавших славянские земли в качестве своей собственности. После, в силу различных обстоятельств, братья оказались в Риме. Здесь Кирилл умер, напутствуя брата: «Мы с тобой, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не вздумай оставлять трудов учительства». Мефодий, вернувшись в Моравию, продолжил пастырскую деятельность. До самой смерти он распространял веру и грамотность не только среди моравов, но так же и других западнославянских народов — чехов и поляков.

Оба брата жили в основном духовной жизнью, стремясь к воплощению своих убеждений и идей, не придавая значения ни чувственным радостям, ни богатству, ни карьере, ни славе. Братья никогда не имели ни жен, ни детей, всю жизнь скитались, так и не создав себе дома или постоянного пристанища, и умерли на чужбине. Однако добрые семена, посеянные Кириллом и Мефодием, дали обильные всходы. Их ученики продолжили святое дело в Болгарии и других южнославянских землях. Несколько позже вера Христова на славянском языке пришла и на Русь. Подвижническая деятельность Кирилла и Мефодия была высоко оценена. Братья причислены к лику святых и православной, и католической церквами.

Памятник славянским просветителям в Мурманске
появился благодаря деятельности заполярных писателей. По их инициативе не только в нашем городе, но и в СССР 24 мая 1986 года впервые торжественно отметили День славянской письменности и культуры, вскоре объявленный государственным праздником.

3 марта 1990 года, в День независимости Болгарии, Святейший Патриарх Болгарский Максим в присутствии советских и болгарских официальных лиц освятил монумент. Был подписан акт о его передаче представителям Мурманска. В документе сказано: «Государственно-общественная организация «13 веков Болгарии» от имени всего болгарского народа дарит копию памятника святым Мефодию и Кириллу городу Мурманску, где в 1986 году впервые в Советском Союзе был отмечен День славянской письменности».

Мурманский монумент — авторская копия знаменитой работы болгарского скульптора Владимира Гиновски. Оригинал находится перед зданием Народной библиотеки в Софии, где его установили к 1100-летию создания славянской письменности. Позже две другие отливки скульптурной композиции поставили в болгарском городе Благоевград и Риме, а последняя копия отправилась в Мурманск.

В нашем городе бронзовые статуи, символизирующие собой неугасимые свечи, установлены на невысоком бетонном постаменте, который, в свою очередь, поставлен на мощное основание из 12 гранитных плит. Площадка перед памятником выложена фрагментами пиленого камня. В комплекс входит и обрамление сквера, выполненное из блоков серого гранита. Скульптуры просветителей просты и в то же время величественны. Тонкое одухотворенное лицо Кирилла полно задумчивости. В руке создатель славянской письменности держит перо, как бы готовясь начертать открытые им письмена. Святой Мефодий бережно прижимает к груди Священное Писание — как свидетельство его неустанной пастырской деятельности. Его фигура полна сил и энергии, лицо — сама мудрость. Братья, облаченные в широкие монашеские одеяния, поддерживают свиток, на котором выведены первые буквы славянского алфавита «Аз» и «Буки».

По материалам книги «Памятники города — героя Мурманска». Под ред. Владимирова Т. — Мурманск, 2004.

Адрес: г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, сквер областной научной библиотеки

Ссылка на источник

Источник фото

Место на карте

Запись опубликована в рубрике Uncategorized. Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.