г Мурманск

Саамские погосты Кольского полуострова
(Из книги: Семилетний стрелок из лука. Саамские сказки / Обраб. для детей Е.Пация. — Мурманск: Кн. изд-во, 1990. — 112 с.; с. 4).

Подземная жизнь Кольского полуострова весьма разнообразна.

Так, в скалах близ Иоканьги живут пактйелле — жители скал. Хозяина скал зовут Пактхэзен, хозяйку, его жену, — Пактйемент, дочь — Пактйелленийте. Обычно невидимы, но одному сааму пришлось не только их увидеть, но даже взять Пактйелленийте в жены.

Внутри камней также живут духи сейдов, но их все же их назвать подземными жителями нельзя, поскольку сейды целиком находятся на поверхности Земли.

Под землей живет дух Матери-Земли, который иногда выходит на поверхность в виде женщины — аххьк-лопинки.

Следует назвать также богиню Земли с ее красивой и умной дочерью Палл Кассв.

В глубокой пещере обитает черт со своей старухой и тремя красавицами дочками.

Иногда удается увидеть тшаккалачаков — маленьких земляных человечков. Но ничего хорошего от этого ждать не следует. Могут предложить взять в жены ужасную карлицу, у которой «лицо цвета земли, нос словно в землю врос, в бородавках весь и буграх, живот отвис, глазки маленькие холодные, брови лохмотьями висят, а волос и совсем нет». Место обитания — между Летней Иоканьгой и Савихой. Скорее всего, тшаккалачаки — всего лишь разновидность тех любопытнейших существ, на которых следует остановиться поподробнее.
Click here -> 181×300 пикс.
Картина В.Н. Бубенцова «Веселые чахкли», 1991, картон, масло, 49 х 79
Репродукция из кн.: Бубенцов В. Каталог. — Мурманск: Комитет по культуре и искусству Мурм. обл. адм., 1994. — 44 с.
Рисунок Е.Г. Васильевой «Чахкли», январь 2000 г.
Публикуется впервые

Чахкли, чакли, чахлыны, чаклины, чахклинги, чаклинги — все это названия одного и того же сказочного народца, населяющего подземелья Кольского полуострова.

Это такие маленькие голенькие существа ростом меньше годовалого ребенка. Жили они под землей и распоряжались подземными богатствами. Были у них такие же маленькие олени и карликовые березы. По одним данным, они любили передразнивать и щекотать людей, а по другим — были добрейшими существами, только очень обидчивыми, если их обманывали. Почему и повывелись, что обманщиков много развелось, вот только карликовые березы в память о них остались. Хотя кто знает...

Мне удалось проследить места встреч с этими существами (карту я приведу немного попозже). Судя по сказкам, встретить их можно по всему Кольскому: и в Хибинах, и на побережье Баренцева моря. Но чаще всего они появляются (появлялись?) в долине реки Туломы, точнее, ее правого истока — реки Нота (левый называется Лотта). Там, где Нота и Лотта соединялись, находилось раньше озеро Нотозеро и, видимо, стояла деревня Нотозеро. Сейчас все эти места ушли на дно Верхнетуломского водохранилища, залившего долину на 30 с лишним метров. Где-то на Туломе стоял погост Ристикент (тоже под водой), а выше Нотозера находилась деревня Нивенкюля. Эта деревня (то, что от нее осталось) называется Ниванкюль, ее координаты 68 градусов 21 минут северной широты, 30 градусов 44 минут восточной долготы. Имеется там и метеостанция, и водомерный пункт, есть там и туристский приют. А западнее деревушки есть гора (68 градусов 22 минут северной широты, 30 градусов 40 минут восточной долготы). Как знать, может это и есть Чахкли-пахта из сказки «Чахкли» сборника Е.Я. Пация? В некоторых книгах упоминается еще возвышенность Чехкливыд — возвышенность Маленьких Подземных Людей, в междуречье Туломы и Колы. Мне ее не удалось даже на полукилометровке. Здорово маскируются эти гномы!

В сказке «Нагой человек» из сборника Е.Я. Пация фигурирует уже не карлик. Живет он на Чакшевараке вблизи Ванозера. Это позволяет предположить, что часть чахклей была человеческого роста. И что интересно: этот человек из сказки был и богачем, и немного волшебником (смог предсказать или наколдовать обеднение родных жадного охотника). Но мне бы очень хотелось провести параллель с другим подземным персонажем — Санта Клаусом.

Почему подземным? Оказывается, большую часть года (все лето) этот Великий Сказочник проводит в пещере. И находится та пещера, если верить финским источникам, в горе Корватунтури вблизи границы с Россией. Там проживает его супруга — старушка Морри. Там пасутся его олени, самый любимый из которых — Рудольф Красноносый, умеющий в темном лесу подсвечивать дорогу своей носопыркой. Мне удалось найти эту гору на карте. Как выяснилось, она находится не возле границы с Россией, а ровнехонько на ней. И это позво
ляет причислить его к «жителям» Кольского полуострова. Географические координаты его горы 68 градусов 05 минут северной широты, 29 градусов 20 минут восточной долготы. Кстати, это тоже в бассейне реки Нота. Вот кусочки финской и российской карт:

Карту составил В.Васильев (Основа для карты взята из книги: Чарнолуский В.В. В краю Летучего камня. Записки этнографа. — М.: Мысль, 1972. — 272 с.; с. 29).

А вот и обещанная карта с «ареалом» расселения чахклей и местом расположения горы Санта Клауса: —>
Click here -> 300×225 пикс.
Рисунок Е.Г. Васильевой «Санта-Клаус» 24.01.2000 г.
Публикуется впервые.

Более подробно на эту тему я останавливался в своих предыдущих исследованиях (см. список литературы), поэтому ограничусь уже написанным.

Интересно было бы выяснить, откуда появились последние персонажи. Осмелюсь предположить, что и Санта Клаус, и чахклики — это потомки древних саамов. В подтверждение могу сослаться на саамские предания о «трех нагонах» — нашествиях врагов, в результате чего саамы были вынуждены прятаться под землей (см. Чарнолусский. В краю Летучего камня). Возможно, часть из них осталась там и после ухода недругов. Большинство подземных саамов измельчало, но, тем не менее, время от времени появлялись и чахкли нормального роста. Далее. Если внимательнее почитать предания, можно заметить «эффект отставание в развитии» чахклей от саамов: везде первые подражают, а вторые учат. Видимо, отсутствие у чахклей одежды объясняется тем, что древние саамы имели ее самый минимум. Но обратите внимание: записанные сказки датируются концом девятнадцатого — началом двадцатого века. За прошедшие сто лет, особенно после четвертого «нагона» — Великой Отечественной войны, наши карлики в развитии существенно продвинулись. Поэтому-то мы уже не увидим голенького Санта Клауса и его гномиков, что они переняли у людей одежду. Но одежду не современную, а 18 века. Если посмотреть на наряд саама из книги академика-этнографа И.Г. Георги, то вы увидите так хорошо знакомые нам по новогодним репортажам треугольный колпак с помпончиком, остроносые башмаки-"каньги" да широкий камзол. Вот он, прототип Санта Клауса!

Рисунок саама из книги И.Г. Георги 1776 г.
Приведен в книге: Ушаков И.Ф. История родного края. Мурманская область. — Мурманск: Кн. изд-во, 1975. — 128 с.; с 67.
Использовалась литература:

Большакова Н.П. Подарок чайки. Сказки о Лапландии. — «Русский север», 1994. — 160 с.

Бубенцов В. Каталог. — Мурманск: Комитет по культуре и искусству Мурм. обл. адм., 1994. — 44 с.

Васильев В. О родине Санта Клауса// http://www.alkor.ru/~00072600/santa/ (20.12.1999)

Васильев В. Санта-Клаус — наш земляк // «Полярная правда», 27.01.2000

Гид по Финляндии. Suomen Turistineuvonta Oy, 1998. — 160 с.

Минкин А.А. Топонимы Мурмана. — Мурманск: Кн. изд-во, 1976. — 208 с.

Поспелов Е.М. Туристу о географических названиях. — М.: Профиздат, 1988. — 192 с.

Саамские сказки. — Мурманск: Кн. изд-во, 1959. — 136 с.

Саамские сказки / Сост. Е.Я. Пация. — Мурманск: Кн. изд-во, 1980. — 320 с.

Саамские сказки / Обр. В.В. Чарнолуского. — М.: Худ. лит-ра, 1962. — 304 с.

Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки / Обраб. для детей Е.Пация. — Мурманск: Кн. изд-во, 1990. — 112 с.

Чарнолуский В.В. В краю Летучего камня. Записки этнографа. — М.: Мысль, 1972. — 272 с.

Ушаков И.Ф. История родного края. Мурманская область. — Мурманск: Кн. изд-во, 1975. — 128 с.

Финляндия. Matkallun edistamiskeskus, 1994. — 30 с.

Финляндия. Зимняя сказка. Finnish tourist board, 1999. — 62 с.

©Васильев В.В. Текст, компьютерная обработка иллюстраций, 2000 г.
©Васильева Е.Г. Рисунки чахклей и Санта Клауса, январь 2000 г.

Сведения об авторах (на июнь 2000 г.)

Васильев Владислав Валентинович. Родился в 1964 г. в г. Великие Луки. Закончил физический факультет Ленинградского государственного университета. До 2000 г. работал во ВНИИ разведочной геофизики, г. Санкт-Петербург. С января 2000 г. — ведущий геофизик Морской арктичесой геологоразведочной экспедиции (ОАО МАГЭ).

Васильева Екатерина Георгиевна. Родилась в 1966 г. в г. Онега. Закончила математико-механический факультет ЛГУ. Ведущий программист ОАО МАГЭ, в настоящее время в отпуске по уходу за ребенком. Сыну Георгию — 3 месяца.

Запись опубликована в рубрике Uncategorized. Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.